Влияние искусства на восприятие созависимых отношений
Мировая литература, кинематограф, песни, да и в целом искусство, испокон веков диктуют такое понимание любви: страсть, нелёгкая судьба влюблённых, разлука и безудержная радость воссоединения, поиски своей половинки. Именно неукротимое влечение к человеку в самом начале принимается нами за признак того, что мы встретили «того самого». Хотя по результатам исследования, опубликованного в «Journal of Personality and Social Psychology», партнёры, чрезмерно привязанные в начале отношений друг к другу, впоследствии чаще расстаются.
Мы читаем, смотрим, слушаем и восхищаемся нездоровыми отношениями, которые ошибочно принимаем за настоящую любовь, потому привыкли к такому представлению об истинных чувствах. Нам не объясняли иного.
В текстах российских и англоязычных песен часто встречаются подобные строки: «Я думаю только о тебе», «Я хочу быть твоей рубашкой», «Я это ты, ты это я», «Я так привыкла жить одним тобой» и т.д. Почему же растворение в другом человеке воспевается как единственный источник счастья? И певцам, и композиторам, и слушателям понятны эмоции созависимого человека, который страдает без другого.
По статистике 98% американцев созависимы, из них менее 1% знает о негативном влиянии созависимости, но практически ничего не делает для её преодоления. Такие данные приводят психологи Берри и Дженей Уайнхолд в своей книге «Освобождение от созависимости». Дело в том, что созависимыми можно быть не только от любовных партнёров, но и от родителей, начальников, коллег и друзей.
Но разбираться с проблемой созависимости спешат немногие. В России всего 4% опрошенных обращаются к специалистам при возникновении психологических проблем, по данным исследования сайта «Анкетолог». Остальные предпочитают преодолевать сложности в семейном кругу или самостоятельно.
Школьная программа включает в себя сложные произведения, подчас романтизирующие абьюз, вдохновляющие терпеть и ставить себя на второй план.
Книги и кинофильмы пронизаны хитросплетениями токсичной любви и идеализируют больные, созависимые отношения с героями — нарциссами и абьюзерами. Почему? Всё просто: любой сюжет строится вокруг конфликта и противостояния, внутренней драмы и надлома. Читать о счастливых отношениях было бы невыносимо скучно, ведь там всё ровно, без волнующего пульса смены событий, ссор и недомолвок.
Здоровые любовные отношения спокойные, мирные и основаны на взаимном уважении. А не на страсти, которую мы привыкли ошибочно принимать за настоящую любовь.
Поэтому очень важно объяснять ещё в детстве, что менталитет людей прошлого был иным и стоит научиться давать адекватную психологическую оценку героям классических произведений при прочтении списка школьной литературы.